Ориентир
  корпоративным клиентам  
детям
взрослым
Статьи по психологии

Несколько слов о «практических советах»

После наших публикаций о врожденных особенностях людей, о типах памяти, и других параметрах у читателей появилось много вопросов. Самыми частыми были просьбы дать какие-нибудь практические советы, «если я сейчас не могу пройти диагностические исследования, но все-таки хочу помочь своему ребенку или самому себе, то, что же делать?» Практические советы давать невозможно потому, что, не зная человека, можно навредить ему. Меня настораживает увеличивающееся все больше и больше количество материалов по практической психологии, содержащих отрывочные сведения разных методик и, выдаваемые за абсолютно безопасные, способы оказания воздействия на людей под видом оказания помощи или достижения якобы благих целей. В связи с этим я расскажу Вам случай из нашей практики.

Но сначала небольшое отступление. Во время диагностики помимо исследования врожденных параметров (типы памяти, дисциплина, трудолюбие, стрессоустойчивость и др.) мы проводим исследование измененных понятий, т.е. изменений, сформированных в детстве психологических установок и являющихся полезными и жизненно важными для человека, на другие, негативные, которые мешают достижению результатов в жизни, а зачастую, и самой жизни. Например, в детстве у ребенка была сформирована комфортная философская система под влиянием сказок, поучительных историй, религиозных убеждений семьи, но неожиданно происходит некое событие, которое сильно травмирует психику ребенка (это может быть что угодно, автомобильная катастрофа, нападение насильника, бойкот, объявленный ребенку всем классом и т.п.), и его философская система не выдерживает натиска и разрушается. В такой ситуации взрослый человек, а тем более ребенок, не может принимать решения, не может понять и почувствовать, что для него хорошо, а что плохо, к чьему мнению стоит прислушаться, а к чьему нет. Самое опасное в этой ситуации то, что ребенок не может воспользоваться готовым решением своих родителей, например, или других лиц, т.к. у каждого человека своя философская система, и у детей она не совпадает с родительской. Это не хорошо и не плохо, но это так и надо понимать, что ни Вы, ни кто-либо другой не сможет заставить ребенка пользоваться чужими понятиями. Философская система формируется у человека к 5 годам и дальше, если получены психологические травмы, может только восстанавливаться, корректироваться, и ребенок может обучаться пользоваться ею, но изменить полностью ее уже нельзя. Иными словами, все попытки изменить уже сформированную систему приводят к ее разрушению и, как следствие, развитию психосоматических заболеваний (и это в лучшем случае).

Год назад у нас проходил терапию молодой человек. Вот его история. Мама привела своего 16 летнего сына на диагностику профориентации, потому что сам молодой человек не проявлял ни к чему интереса. Молодой человек, назовем его Александр, с 7 лет занимался спортом (в данном случае не важно каким видом спорта, ибо спорт есть спорт). Через 3 года занятий он делал уже большие успехи, и тренер обратил на него внимание как на очень перспективного в спортивном отношении ребенка. Так случилось, что тренер был человеком, интересующимся психологией, особенно методами воздействия на психику людей для подчинения их своей воле. К сожалению, сейчас достаточно литературы, содержащей «практические советы». Он использовал свои знания в работе с детьми, и со многими у него получалось. И с Александром он применил воздействие на психику. Но вспомним, что тренер был человеком, только интересующимся психологией, а не профессионалом и не учел (потому как не подозревал об их наличии) всех врожденных особенностей ребенка (его типов памяти, философской системы, стрессоустойчивости и т.п.). В результате попытка заставить Александра всю свою жизнь построить вокруг спортивных достижений и не иметь никаких других целей в жизни кроме победы на соревнованиях (чтобы удовлетворить его тренерское самолюбие), привела к тому, что у ребенка пропал интерес к жизни в самом страшном понимании этого слова. Александр стал медленно угасать. К сожалению ни родители, ни преподаватели не обратили внимания на то, как ребенок изменился. Психика ребенка столкнулась с неразрешимой проблемой, он не мог поставить главной своей целью в жизни спорт (это не соответствовало его философской системе), но эта цель была насильно внедрена в его психику. В 10 лет ребенок не может оказать сам себе психологическую помощь, да и взрослый человек в такой ситуации безоружен. Дальше ситуация развивалась очень закономерно — Александр немедленно бросил спорт, и не мог ясно объяснить причины своего поступка ни себе ни родителям, стал хуже учиться, перестал интересоваться играми с друзьями, и в психике запустился механизм самоуничтожения. «Я не могу жить только ради спорта, но это внедрено насильно — значит, мне незачем жить» и запустился механизм развития психосоматических заболеваний и дальнейшего медленного угасания. Активно развивающиеся психосоматические заболевания, впоследствии перерастали уже в настоящие заболевания, и, в результате, к 16 годам он «оброс» солидным количеством диагнозов, не интересовался ни девушками, ни книгами и ничем в жизни. Вот тут уже мама забеспокоилась, что скоро надо поступать в институт, а он и не хочет ничего. На консультации по результатам диагностики мы, безусловно, пояснили маме и самому Александру подробно, что же произошло. Он согласился на терапию, но поскольку было потеряно много времени, и негативные процессы в психике развивались в течение 6 лет, терапия была очень трудной. Сейчас все уже позади, и нам хочется предостеречь в очередной раз людей от восхищения разными техниками и попыток их применения. Александр был в тяжелом состоянии, и это безусловно лежит на совести тренера, мнящего себя великим психологом.

В психологии нельзя давать практические советы. Единственное, что я могу сделать, это попросить родителей быть наблюдательнее и обращать внимание на малейшие изменения в поведении детей и в их настроении. Желательно письменно фиксировать настораживающие моменты, например, резкий и неожиданный отказ ребенка что-то делать без объяснения причин, или отказ от общения с человеком, кажущимся вам просто замечательным и т.п. Помните, дети не «капризничают» просто так, они пытаются защитить себя в довольно сложном и порой агрессивном мире. Давайте любовь своим детям без ограничения и невзирая на оценки в школе и спортивные достижения.

Материал подготовлен для журнала «Танцевальный вестник»,
официального издания федерации танцевального спорта СПб

Вернуться к списку статей | Обсудить в форуме